Одним из долгосрочных экономических последствий Covid-19 является постоянный рост трудовой деятельности сотрудников в дистанционном формате. Те районы городов, куда люди ездили на работу, испытывают среднее снижение расходов на 7%, так как посещаемость рабочих мест персоналом снизилась примерно на 20%. В этих изменениях расходов наблюдается чёткая, но неравномерная географическая закономерность: значительное снижение спроса на местные личные услуги сосредоточено в небольшом количестве районов, как правило в центре больших городов, а увеличение спроса более неоднородно рассредоточено по периферии.
Пандемия нанесла серьёзный ущерб рынку труда, что привело к сокращению рабочих мест и перераспределению рабочих экономических взаимодействий. Среди этих многочисленных изменений стал переход к удалённой работе (по большей части из дома), непосредственным следствием которого стало то обстоятельство, что сотрудники проводят больше времени в жилых «спальных» районах и пригородах. Они стали меньше времени бывать в своих офисах, большинство которых расположено в центральных районах города. Эта тенденция, по-видимому, сохраняется и после пандемии. В свою очередь, такое положение вещей влияет на то, где работники тратят деньги на утренний кофе, обеды, стрижку, поездки на такси, посещение заведений сферы услуг после работы, куда покупают абонементы в тренажерный зал и другие подобные местные личные услуги. Это потенциально важные эффекты с широкими последствиями для распределения экономической деятельности и использования транспортных инфраструктур.
Большая часть, вызванного пандемией, роста формата «удалёнки», теперь, вероятно, будет постоянной. А личные расходы, которые делает человек в рабочее время рядом с местом, где он трудится, являются важным компонентом потребительского спроса. Это согласуется с другими данными о том, что работающие взрослые всё чаще предпочитают удобства дистанционной работы. Постоянное увеличение такого бизнес-взаимодействия будет значительно варьироваться в зависимости от рода занятий и местоположения. Не станет повышения прибыли для заведений, занятых в сфере общественного питания и обслуживания населения. Напротив, у тех, кто трудится в сфере информационных технологий, маркетинга, бухгалтерских услуг, консалтинга и других, будет больше времени на труд и отдых, по сравнению с уровнем 2019 года. Профессии, в которых до пандемии был относительно высокий уровень удалённой работы, во многом определяют изменения после пандемии. Местоположение также имеет значение: юрист, работавший в центре Москвы, ощутит, что такой формат, приведёт к освобождению его свободного времени почти на целые сутки в неделю больше, чем у его коллеги из небольшого городка.
Разница по регионам в средних годовых расходах работника на питание и транспорт существенная: рабочие в Москве тратят почти в два раза больше времени и денег, на транспорт и питание, чем такие же работники в небольших областных/районных центрах. Это отражает их более высокие доходы, разнообразие занятий, более высокие цены на развлечение и сферу услуг, с которыми они сталкиваются, и более длительное время, необходимое им для того, чтобы добраться до места работы.
Парадоксальный факт, что пассажиры общественного транспорта, в большинстве своём работают в офисах центральной части мегаполисов, непропорционально там сконцентрированных, порождает «эффект пончика», наблюдаемый почти во всех больших городах. И это уже становится не только американизированным явлением, а вполне распространяется на города-миллионники России. Но ситуация кардинально стала меняться, поскольку рабочие/служащие мегаполисов теперь проводят меньше времени в центральном деловом районе и больше времени в спальных районах и жилых пригородах. Это будет иметь последствия сдвига экономической парадигмы для осознания того, где будут происходить основные расходы на местные услуги.
Чтобы определить, как удаленная работа влияет на бизнес в конкретном районе, необходимо оценить три фактора:
1.) изменение доли «удалёнки»;
2.) расходы работников, перешедших на удаленную работу;
3.) Зависимость предприятий от доходов таких работников по сравнению с другими потребителями, такими как покупатели и туристы.
В последнем есть большие географические различия: например, расходы пассажиры из жилых массивов окраины и пригородной зоны Москвы составляют около 80%, но менее 50% в Екатеринбурге. Таким образом, при прочих равных условиях, внедрение формата дистанционной работы на определённый процентный пункт оказывает значительно большее влияние на общие расходы в столице.
Эти факторы обусловливают особую географическую закономерность влияния на частные расходы, что имеет последствия для спроса на персонал заведений сферы услуг и общепита. Это будет связано с небольшим увеличением спроса на работников в заведения «спальных» районов на периферии городов. Эти работники часто являются одними из самых низкооплачиваемых, а богатые пригороды, районы, где спрос на их навыки наиболее высок, часто являются местами, где не хватает подходящих мест для новых предприятий сферы услуг.
Всегда трудно предсказать будущее, и особенно будущее развитие мегаполисов, но складывается общее мнение, что структура распределения доходов в больших конгломерациях будут отличаться от их допандемического вида. Если удалённая работа (возможно, неполный рабочий день) действительно станет новой нормой для деловых взаимодействий, будут происходить фундаментальные вторичные эффекты между отраслями и регионами — некоторые позитивные, а некоторые достаточно негативного уклона. Разработка политики управления потребует чёткого понимания этих внешних факторов.